Пальчиковая гимнастика способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка, кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает в дальнейшем овладеть навыками письма.

 

«Осень»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, (Загибают пальчики)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

 

«Овощи. Фрукты»

Знают взрослые и дети: (Сжимают и разжимают пальчики)
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины, (Загибают по одному пальцу, начиная
Абрикосы, мандарины, с мизинца)

И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.

 

«Грибы. Ягоды»

С веток ягодки срываю, (Каждый пальчик левой руки погладить

пальчиками правой руки)

И в лукошко собираю,

Ягод полное лукошко, (Показать руками полное лукошко)

Я попробую немножко, (Имитация еды ягодок с лукошка)

Я поем ещё чуть-чуть,

Легче будет к дому путь.

Я поем ещё малинки.

Сколько ягодок в корзинке? (Поочередно загибать пальчики левой руки)

1,2,3,4,5 – снова буду собирать.

 

«Игрушки»

Я люблю свои игрушки (Выполняют попеременно хлопки и удары кулачками)

Киску, зайку и лягушку, заводного петушка (Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших)

И пушистого щенка.

Мяу! Мяу! – киска плачет, (Согнув указательный и средний, а

остальные, сжав)

Ква – ква – ква! – лягушка скачет, (Хлопают по столу)

Гав! – гав! – гав! – кричит щенок, (Сложив ладони, показывают, как

лает щенок)

Ку-ка-ре-ку! – петушок. (Хлопают себя по бокам)

Я люблю свои игрушки

И по дому в них играю

Киску, зайку и лягушку. (Загибают пальчики)

На машинке я катаю. («Возят» кулачком по столу)

 

«Одежда. Обувь»

Жили-были в домике маленькие гномики:

(Сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать.

(Трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Мики умница был,

Всем водичку носил.

(Загибают пальчики, начиная с больших пальцев)

 

«Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки)

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

(Поднимают зажатые кулачки вверх)

 

«Посуда»

Посуду моет наш Антошка.

(Потирают ладошки друг о друга)

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

И закрыл покрепче кран.

(Выполняют имитирующее движение)

 

«Зима»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными)

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны)

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными)

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

(Крутят ладошками в воздухе - «фонарики»)

 

«Зимующие птицы»

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Хлебушка немножко.

(Тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям,

(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям.

(Тоже самое с левой ладонью)

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

(Тереть ладонь о ладонь, катая из хлеба макароны)

 

«Комнатные растения»

На окно скорее глянь: (Показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветет герань.

Здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония (Загибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Все названья помним. (Раскрывают ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польем.

(Делают «царапающие» движения, выставляют большой палец в сторону – имитируют движения полива)

Пусть подрастают день за днем. (Делают «бутоны» и распускают их,

оттопыривая по одному пальцу)

 

«Новогодние праздники»

Мы на елке веселились,

(Ритмичные хлопки в ладоши)

Плясали и резвились.

(Ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

(«Шагают» средним и указательным пальцами по столу)

Нам подарки принес

Дал большущие пакеты,

(«Рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:

(Ритмичные хлопки)

Конфеты в бумажках синих,

(Загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с большого)

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

 

«Домашние животные»

Детеныши в домике этом живут.
Их мамы зовут – они сразу бегут.
(Называя детенышей домашних животных, разгибают пальцы на руке, начиная с большого)
Жеребеночек быстрый,
Котенок пушистый,
Теленок бодливый,
Щенок шаловливый,
Козленок рогатый,
Убежали все ребята.
(Все пальцы – снова в кулак)

 

«Дикие животные»

У лисы в лесу глухом (Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое двустишие)

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно)

Всем тепло, уютно в нем.

 

«Профессии»
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

 

«Транспорт»

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

(Обеими руками «крутят руль» перед собой)

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

Тяжелый лесовоз.

(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки)

 

«Весна»

«Кап-кап-кап»,- капель звенит,

(Стучат правым указательным пальцем по левой ладошке)

Словно с нами говорит.

(Стучат левым указательным пальцем по правой ладошке)

Плачут от тепла сосульки

(Руки поднимают вверх, кисти рук опускают вниз, пальцы разводят, трясут кистями)

И на крышах талый снег.

(Соединяют руки над головой углом)

А у всех людей весною

(Разводят руки в стороны)

Это вызывает смех!

(Хлопают в ладоши и улыбаются)

 

«Перелетные птицы»

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка-

(Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

(Скрестив большие пальцы, помахать ладошками)

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели.

 

«Насекомые»

Гусеница, гусеница, (Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)

Бабочкина дочка, («Ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)

По травинкам ползает, (То же движение на другой руке «от корня к верхушке»)

Кушает листочки: (И по другой стороне обратно)

Ам! Ам! Ам! Ам! (Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони; затем ладони меняются ролями)

Поела — (Останавливаются, сложенные вместе ладони расслабляются)

Спать захотела. (Одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает — держит кулачок, как яблоко)

Проснулась — (Постепенно расправляют ладони)

Бабочкой обернулась! (Руки перекрещивают в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки)

Полетела, полетела, полетела! (Машут «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)

 

«Наш город. Моя улица»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться с пальцами правой руки, похлопывая друг друга кончиками)

 

«Моя семья»

Как у нас семья

Большая и веселая (Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

 

«Правила дорожного движения»

Две педали крутят ноги,
(Раскрытыми ладонями выполняют круговые движения)
Мчат колеса по дороге
(Вращают согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу - влево,
(Имитируют, что держат руль и поворачивают влево )
Вправо покачу (вправо)
То в перед, (Кулачками обеих рук совершают круговые движения)
А то назад (Назад)
Нажимаю тормоза. (Обеими ладонями жмут на стол)

 

«Лето. Полевые цветы»

Вот и лето наступает (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев)

Всех на отдых приглашает (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)

Будем плавать, загорать (Круговые движения кистями, «солнце»)

И на даче отдыхать. («Домик»)

 

 

Надежда Николаевна Герасимова

МБДОУ ДС № 7 "СОЛНЫШКО"

г. Белая Калитва ул. Вокзальная 4