Дыхательная гимнастика способствует правильному речевому дыханию с удлиненнем, постепенным выдохом, что позволяет  правильно произносить звуки речи.

 

Тема «Осень»

«Ветерок»

Поднести ладонь к губам, широко улыбнуться и произнести звук [с].

Без рук, без ног

По свету рыщет,

Поет да свищет.

 

«Овощи. Фрукты»

«Узнай, что это»

На тарелочке разложены кусочки лимона, апельсина, лука, чеснока, Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по запаху с закрытыми глазами угадывается предмет.

 

«Лес. Грибы. Ягоды»

«Шум леса»

На выдохе произнести звук [с].

Перед нам лес стоит

И кронами деревьев шевелит

 

«Игрушки»

«Лиса и колобок»

Картинка лисы, стоящей перед пеньком. На пенек накладывается вырезанный из картона небольшой круг – это колобок. Ребенку предлагается спасти «Колобка». Ребенок плавным выдохом через рот сдувает «Колобка» с «пенька».

 

«Одежда. Обувь»

«Застегиваем молнию на куртке»

Имитация застегивания куртки. Правой рукой застегивать куртку (вдох). Левой рукой расстегивать куртку (на выдохе произнести «В-в-в-ж-ж-ж-и-и-и-к-к-к»).

 

«Мебель»

«Карандаш на столе»

Положить карандаш на стол и предложить ребенку плавно подуть на него так, чтобы он покатился.

 

«Посуда»

«Моем посуду»

Длительно произносить звук [с]. При этом губы сложить в улыбку, а языком упереться в нижние зубы.

Моем, моем мы посуду

Вилочку с тарелкой.

 

«Зима»

«Снегопад»

Комочки ваты на ниточках. На выдохе надо подуть на снежинки.

Посмотрите – снегопад,

Хлопья снежные летят.

Ветер дует, снег валит –

Нам домой идти велит.

 

«Зимующие птицы»

«Гуси»

Медленная ходьба, руки – «крылья поднимать на вдохе, опускать с произнесение звука по тексту.

Гуси по небу летят,

Гуси в небе гудят:

«Гу-у! Гу-у! Гу-у! Гу-у!»

 

«Комнатные растения»

«Аромат цветов»

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».

 

«Новогодние праздники»

«Новогодние трубочки»

Понадобится игрушка-бумажный язычок. Под воздействием выдыхаемого воздуха надо раскрутить бумажный язычок.

 

«Домашние птицы. Домашние животные»

«Носики и клювики»

Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением носов и клювов домашних животных и птиц. Затем произносит инструкцию: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос».

Носиком дышу свободно,

Тише, громче, как угодно.

Дышат птицы и животные,

Дышим вместе мы свободно.

 

«Дикие животные»

«Ежик»

Несколько раз подряд кратко произносить звук [ф]. Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней губой прикасаться к верхним зубам.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый еж!

 

«Профессии»

«Футболист»

С комочка ваты скатайте шарик – это мяч. Поставьте на некотором расстоянии друг от друга два кубика – это ворота. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Комочек ваты должен оказаться между кубиками.

 

«Транспорт»

«Чей пароход лучше гудит»

Взрослы показывает, как можно погудеть в сосуд: слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка сосуда, который в свою очередь касается подбородка, и подуть в сосуд. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.

 

«Профессии на транспорте»

«Насос»

Улыбнуться и несколько раз подряд кратко произнести звук [с]. При этом синхронно двигать руками, сжитыми в кулаки, держа воображаемую рукоятку насоса.

Водитель свой возьмет насос-

Будет праздник для колес.

 

«Весна»

«Теплый ветерок»

Поднести ладонь к губам и, вытянув губы вперед в виде рупора, длительно произнести звук [ш]. Ладонь поднести ко рту, ощутить теплую струю воздуха.

Дует теплый ветерок,

Все вокруг он обогреет.

Пригладит травку на ветру,

Поможет птичкам на лету.

 

«Первые весенние цветы»

«Душистый цветок»

Поднести к носу цветок и сделать глубокий вдох носом, а выдох – ртом. При выдохе произнести фразу: «Ах! Как приятно пахнет!»

 

«Перелетные птицы»

«Далеко — высоко»

Куда, птицы, летите?

Далеко-оо-о!

Как, птицы, летите?

Высоко-оо-о!

Перед словами «далеко», «высоко» сделать глубокий вдох носом. Слова произносить на длительном выдохе.

 

«Насекомые»

«Бабочка»

Вырезанная из картона бабочка с прикрепленной нитью. Разместить несколько бабочек на уровне лица ребенка. Предложить подуть на бабочек длительным плавным выдохом так, чтобы они «полетели».

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки

На березовой ветке!

 

«Аквариумные рыбки»

«Рыбка»

Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в себя воздух.

В аквариуме рыбка живет,

Все плывет, плывет, плывет.

 

«Наш город. Моя улица»

«Автобус»

Вытянуть губы вперед «рупором», язык в виде ковша поднять за верхние зубы и длительно произнести «ш-ш-ш».

Автобус спешит и мчится,

Очень опоздать боится.

 

«Моя семья»

«Бабушка»

Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину, вдох носом. На выдохе произносить: «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!».

 

«Правила дорожного движения»

«Регулировщик»

Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».

 

«Лето. Цветы на лугу»

«Жуки»

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук [ж] (упражнение проводится, если ребенок правильно произносит звук [ж]).

Мы жуки, мы жуки,

Мы живем у реки,

Мы летим и жужжим,

Соблюдаем свой режим.

 

 

Надежда Николаевна Герасимова

МБДОУ ДС № 7 "СОЛНЫШКО"

г. Белая Калитва ул. Вокзальная 4