Дыхательная гимнастика способствует правильному речевому дыханию с удлиненнем, постепенным выдохом, что позволяет правильно произносить звуки речи.
Тема «Осень»
«Ветерок»
Поднести ладонь к губам, широко улыбнуться и произнести звук [с].
Без рук, без ног
По свету рыщет,
Поет да свищет.
«Овощи. Фрукты»
«Узнай, что это»
На тарелочке разложены кусочки лимона, апельсина, лука, чеснока, Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по запаху с закрытыми глазами угадывается предмет.
«Лес. Грибы. Ягоды»
«Шум леса»
На выдохе произнести звук [с].
Перед нам лес стоит
И кронами деревьев шевелит
«Игрушки»
«Лиса и колобок»
Картинка лисы, стоящей перед пеньком. На пенек накладывается вырезанный из картона небольшой круг – это колобок. Ребенку предлагается спасти «Колобка». Ребенок плавным выдохом через рот сдувает «Колобка» с «пенька».
«Одежда. Обувь»
«Застегиваем молнию на куртке»
Имитация застегивания куртки. Правой рукой застегивать куртку (вдох). Левой рукой расстегивать куртку (на выдохе произнести «В-в-в-ж-ж-ж-и-и-и-к-к-к»).
«Мебель»
«Карандаш на столе»
Положить карандаш на стол и предложить ребенку плавно подуть на него так, чтобы он покатился.
«Посуда»
«Моем посуду»
Длительно произносить звук [с]. При этом губы сложить в улыбку, а языком упереться в нижние зубы.
Моем, моем мы посуду
Вилочку с тарелкой.
«Зима»
«Снегопад»
Комочки ваты на ниточках. На выдохе надо подуть на снежинки.
Посмотрите – снегопад,
Хлопья снежные летят.
Ветер дует, снег валит –
Нам домой идти велит.
«Зимующие птицы»
«Гуси»
Медленная ходьба, руки – «крылья поднимать на вдохе, опускать с произнесение звука по тексту.
Гуси по небу летят,
Гуси в небе гудят:
«Гу-у! Гу-у! Гу-у! Гу-у!»
«Комнатные растения»
«Аромат цветов»
Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».
«Новогодние праздники»
«Новогодние трубочки»
Понадобится игрушка-бумажный язычок. Под воздействием выдыхаемого воздуха надо раскрутить бумажный язычок.
«Домашние птицы. Домашние животные»
«Носики и клювики»
Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением носов и клювов домашних животных и птиц. Затем произносит инструкцию: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос».
Носиком дышу свободно,
Тише, громче, как угодно.
Дышат птицы и животные,
Дышим вместе мы свободно.
«Дикие животные»
«Ежик»
Несколько раз подряд кратко произносить звук [ф]. Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней губой прикасаться к верхним зубам.
У меня в иголках шерстка
И в норе запасов горстка.
Лучше ты меня не трожь!
Я – колючий серый еж!
«Профессии»
«Футболист»
С комочка ваты скатайте шарик – это мяч. Поставьте на некотором расстоянии друг от друга два кубика – это ворота. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Комочек ваты должен оказаться между кубиками.
«Транспорт»
«Чей пароход лучше гудит»
Взрослы показывает, как можно погудеть в сосуд: слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка сосуда, который в свою очередь касается подбородка, и подуть в сосуд. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.
«Профессии на транспорте»
«Насос»
Улыбнуться и несколько раз подряд кратко произнести звук [с]. При этом синхронно двигать руками, сжитыми в кулаки, держа воображаемую рукоятку насоса.
Водитель свой возьмет насос-
Будет праздник для колес.
«Весна»
«Теплый ветерок»
Поднести ладонь к губам и, вытянув губы вперед в виде рупора, длительно произнести звук [ш]. Ладонь поднести ко рту, ощутить теплую струю воздуха.
Дует теплый ветерок,
Все вокруг он обогреет.
Пригладит травку на ветру,
Поможет птичкам на лету.
«Первые весенние цветы»
«Душистый цветок»
Поднести к носу цветок и сделать глубокий вдох носом, а выдох – ртом. При выдохе произнести фразу: «Ах! Как приятно пахнет!»
«Перелетные птицы»
«Далеко — высоко»
Куда, птицы, летите?
Далеко-оо-о!
Как, птицы, летите?
Высоко-оо-о!
Перед словами «далеко», «высоко» сделать глубокий вдох носом. Слова произносить на длительном выдохе.
«Насекомые»
«Бабочка»
Вырезанная из картона бабочка с прикрепленной нитью. Разместить несколько бабочек на уровне лица ребенка. Предложить подуть на бабочек длительным плавным выдохом так, чтобы они «полетели».
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки
На березовой ветке!
«Аквариумные рыбки»
«Рыбка»
Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в себя воздух.
В аквариуме рыбка живет,
Все плывет, плывет, плывет.
«Наш город. Моя улица»
«Автобус»
Вытянуть губы вперед «рупором», язык в виде ковша поднять за верхние зубы и длительно произнести «ш-ш-ш».
Автобус спешит и мчится,
Очень опоздать боится.
«Моя семья»
«Бабушка»
Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину, вдох носом. На выдохе произносить: «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!».
«Правила дорожного движения»
«Регулировщик»
Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».
«Лето. Цветы на лугу»
«Жуки»
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук [ж] (упражнение проводится, если ребенок правильно произносит звук [ж]).
Мы жуки, мы жуки,
Мы живем у реки,
Мы летим и жужжим,
Соблюдаем свой режим.
Надежда Николаевна Герасимова
МБДОУ ДС № 7 "СОЛНЫШКО"
г. Белая Калитва ул. Вокзальная 4