Артикуляционная гимнастикаспосоствует развитию, укреплению и усовершенствованию подвижности органов речи и улучшению произнесения звуков.

 

Тема «Осень»

«Листик висит на веточке» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу; удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом ротике под счёт от одного до пяти — десяти; втянуть распластанный язык за нижние зубы (слетел листочек с веточки).

 

«Огород. Овощи»

«Толстячки — худышки» (изобразить овощи на грядке: помидор, тыква, капуста — «толстячки»; морковь, огурец, баклажан — «худышки»).

 

«Сад. Фрукты»

«Спрячем сливу за щеку» (надувать попеременно то правую, то левую щеку).

 

«Грибы. Ягоды»

«Белочка грызет орешки» (улыбнуться и постучать зубами).

 

«Игрушки»

«Лошадка» (улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки, рот при этом открыт, язык должен быть широким; следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть остава­лась неподвижной).

 

«Одежда. Обувь»

«Застегивание и расстегивание молнии» (улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию), разомкнуть губы (расстегнули молнию).

 

«Мебель»

«Высокий шкаф» (высунуть язычок вверх и стараться им дотянуться до носа, удерживать язычок в таком положении на счет до 5).

 

«Посуда»

«Ручка чайника» (спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну).

 

 

«Зима»

«Вьюга» (вьюга громко воет УУУУУУУУУ, вьюга тихо завывает уууууууууууу).

 

«Зимующие птицы»

«Клест» (вытянуть язык и свернуть его трубочкой, удерживать под счет до 6-8.

 

«Комнатные растения»

«Колючки у кактуса» (высунуть узкий язычок вперед).

 

«Новогодние праздники»

«Горочка» (кончик языка упирается в нижние резцы. Удержать язычок под счёт: 1, 2, 3).

 

«Домашние птицы»

«Цыплята клюют зернышки» (вытянуть губы вперед узкой «трубочкой», смыкать и размыкать губы).

 

«Домашние животные»

«Копытца у лошадки» (поцокать язычком, при этом рот открыт).

«Дикие животные»

«Мелькает беличий хвостик» (рот открыт, губы в улыбке, поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта, челюсти и губы при этом неподвижны).

 

«Профессии»

«Маляр» (широко открыть рот, коснуться кончиком языка мягкого нёба и провести им вперед-назад).

 

«Транспорт»

«Самолет» (кончик языка зажать между зубами, произносить длительно звук л-л-л-л-л, руки—это крылья самолета, показать как самолет летит).

 

«Профессии на транспорте»

«Капитан на корабле» (рот открыт, язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно, губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка»).

 

«Весна»

«Лужи» (открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону).

 

«Первые весенние цветы»

«Цветочки раскрыли лепесточ­ки» (губы вытянуть вперед трубочкой, медленно развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку»; повторить 5 раз).

 

«Перелетные птицы»

«Аист» (вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счёт от1 до 5).

 

«Насекомые»

«Бабочка летает» (приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки).

 

«Аквариумные рыбки»

«Рыбка выглядывает» (рот открыт, губы в улыбке, поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта).

 

«Наш город. Моя улица»

«Путь через дорогу» (улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому (6-8 раз).

 

«Моя семья»

«Мама испекла блинчики» (положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта, удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).

 

«Правила дорожного движения»

«Светофор» (улыбнуться, открыть рот, поднять язык к носу, затем опустить к подбородку (4-5 раз).

 

«Лето. Цветы на лугу»

«Солнечные лучи» (рот открыт, язык силь­но вытянуть и коснуться подбородка).

 

 

 

Надежда Николаевна Герасимова

МБДОУ ДС № 7 "СОЛНЫШКО"

г. Белая Калитва ул. Вокзальная 4