УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА - ВОЗРАСТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ.
Личностное развитие ребенка - процесс, необходимый как воздух: чтобы он стал полноценным человеком, ему необходим контакт с людьми, именно поэтому развитию ребенка важно уделять особое внимание.
Главный источник этого развития - общение: и неважно с кем-это могут быть как сверстники, так и взрослые. В процессе общения он учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие,- это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Взрослый показывает свои навыки и умения, как контактировать с одушевленными и неодушевленными: с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение. А дети учат друг другу общению в своем маленьком мире.
Первый и, пожалуй, главный источник социально-личностного развития ребенка - его семья. Она как бы проводник, который передает знания, опыт, ценности, обучает ребенка, помогает приспособиться к жизни и окружающей среде. Залог успеха в правильном личностном развитии- теплая домашняя атмосфера, доверие, взаимопонимание, любовь и уважение друг к другу.
Социальное развитие дошкольников происходит главным образом за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Первый человек, который "приводит" ребенка в мир и учит его общению с окружающей средой - его мама либо человек, который постоянно контактирует с малышом. Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Малыш все чаще заинтересован в вашей помощи, совете или определенных совместных действиях.
К трем годам у ребенка возникает жесткая необходимость в коллективе себе подобных. При контакте с детьми, он входит в окружающую среду, адаптируется в ней. Понимает и принимает определенные правила - что стоит делать в обществе, а чего не стоит, как извиниться, подождать своей очереди, как меняться, делиться.
В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов о предметах, явлениях или людях, а общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать с взрослыми окружающий мир.
От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его сущности. Это момент является наиболее ответственным в социальном становлении маленького гражданина - он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.
Самая удобная форма развития ребенка в любом возрасте - игровая. Социальное развитие дошкольников происходит также через игру. Это ведущая деятельность детей вплоть до семилетнего возраста. А общение - ее составляющая. Играя, ребенок быстро развивается: и эмоционально, и психически, и социально.
В игру малыш привносит быт: походы в магазин, передвижение в транспорте, "дочки-матери", доктор.
Он создает себе ситуацию, фантазирует, воображает что-либо и таким образом старается чувствовать себя взрослым, как бы "примеряет" на себя его поведение, учится участвовать в социальной жизни. В игре дети прорабатывают разные пути и варианты: как разрешить конфликт, что одобрить, как выразить недовольство, поддержать. Так он учится адекватно взаимодействовать с окружающим миром.
Дошкольникам помимо игры важны еще беседы, учеба, упражнения, музыка, чтение, наблюдение и обсуждение. Стоит поощрять взаимопомощь друг другу, обращать внимание на любые совершенные нравственные поступки. Все это кирпичики, строящие личность человека.
В дошкольном возрасте ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими человеческими творениями. С ним можно ходить в кино, на концерты, в музеи. Кстати, подобное развивает и самого взрослого: ему нужно как следует подготовиться ко всему этому, ведь ребенок задаст кучу вопросов.
Важно помнить: если у взрослого плохое настроение, не стоит играть с ребенком - он слишком восприимчив к фальши, а потому может перенести эту форму поведения и на себя.
Советы родителям, о том, как общаться с ребенком.
-Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.
-Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
-Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать!
-Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом.
-Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы.
- Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!
-Правила и последствия должны формулироваться одновременно!
-Принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть!
- Дружелюбный тон общения.
- Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать, периодически поддерживая беседу.
- Решения конфликтов должны быть конструктивными: выигрывают обе стороны - и родитель, и ребенок.
- Никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.
Социальная адаптация детей:
1. Подумайте, за что вы любите своего ребенка, чем он вам дорог, что он умеет делать и на это обращайте постоянно свое и его внимание. Хвалите его за самую маленькую победу: за то, что он съел всю кашу, хорошо причесался, аккуратно повязал шарф (хотя это может быть и не совсем так). Дайте ему постоянное ощущение, что он любимый ребенок, несмотря на его неудачи.
2. Будьте честными. Дети очень чувствительны ко лжи. Своим обманом вы поощряете к этому детей.
3. Оценивайте уровень развития успехов ребенка. Постоянно подмечайте его малейшие успехи, поощряйте за них. Избегайте длинных объяснений или бесед. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке и понять, почему это с ним происходит, в чем причина.
4. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не заставляйте его делать именно так, как вы считаете нужным. Дайте ему свободу самостоятельного поступка, ограниченную тактичным контролем.
5. Никогда не оправдывайте свой крик на ребенка, невозможность оказать ему помощь, внимание занятостью, делами по дому, на работе.
6. Старайтесь сделать так, чтобы начатая ребенком работа была доведена им до определенного завершения: дорисовал рисунок, дочитал страницу книги и т. д. Учите доводить начатое дело до конца! Это очень организует дошкольников. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет "перескакивать" с одного дела на другое.
7. Надо уметь дозировать работу, учитывать ее трудность. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: "Как, ты уже все прочитал (убрал игрушки, нарисовал...)? Какой ты у меня молодец! Повторение "ситуации радости" будет вызывать у него желание завершить начатое дело. Если же ребенок не хочет доводить дело до конца — сядьте с ним и помогите. Для этого требуется 1-2 минуты и ваше участие: "Давай попробуем вместе. Смотри, как легко ты это можешь делать!"
8. Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать так, чтобы его родители заметили, похвалили то, что он сделал. Ребенку нужна похвала родителей. И еще одно. Он хочет быть похожим на своих родителей и старается во многом подражать вам. Ребенок замечает и запоминает все события, которые вызвали вашу довольную улыбку, одобрительный кивок головы. И напротив — его очень ранят высказывания, замечания по поводу его неуспехов.
9. Очень важно научить ребенка распределять свое время, планировать, что и когда он будет делать. Для этого полезно завести дневник и дать ребенку возможность в течение недели пронаблюдать, как он проводит свои часы и минуты. Этот дневник поможет вам узнать перегрузку ребенка, его свободные паузы, резерв времени, который вам и понадобится.
Желанный результат должен заключаться в таком распределении времени и сил, когда бы начатое дело с наибольшей вероятностью благополучно завершилось.
Надежда Николаевна Герасимова
МБДОУ ДС № 7 "СОЛНЫШКО"
г. Белая Калитва ул. Вокзальная 4