«Поможем зимующим птицам»

Цель: формировать умение составлять простые предложения и распространять их однородными членами с помощью «Речевой дорожки».

Коррекционно-образовательные задачи: активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»; познакомить с символами слов «сидеть», «любить» и предлога «НА»; научить составлять предложения с помощью «Речевой дорожки».

Коррекционно-развивающие задачи: развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; упражнять в правильном употреблении предлога НА;развивать навык анализа простого предложения.

Воспитательные задачи: воспитывать сопереживание, желание помочь зимующим птицам; воспитывать самостоятельность в процессе выполнения задания.

Оборудование: презентация, модель подсказки (6шт.), контейнеры для картинок, предметные картинки.

Ход занятия:

Логопед: Здравствуйте, меня зовут Надежда Николаевна, рада встрече с вами.

Я люблю путешествовать, со мною всегда мой рюкзак. Решила побывать в вашем городе. Узнаете свой город? (Слайд 1)

Дети: Да. Площадь, дворец спорта, детская площадка и т.д.

Логопед: Когда гуляла по вашему городу, услышала, как замечательно поют зимующие птицы. Кормушки только пусты. Почему птиц называют зимующие? (Слайд 2)

Дети: Потому что они остаются зимой.

Логопед: Да, верно, они остаются зимовать.

Угадайте какие птицы прилетают к кормушке? Кто так поет?

Дети: Сорока

Логопед: Молодцы! Сорока стрекочет. Куда села сорока?

Дети: На ветку.

Логопед: Правильно, сорока сидит на ветке. О ком я говорю? Небольшая желтогрудая птица.

Дети: Синичка.

Логопед: А почему ее называют желтогрудая?

Дети: Потому что у нее желтая грудка.

Логопед: Где сидит синица?

Дети: На кормушке.

Логопед: Точно, синица сидит на кормушке. О какой птице я сейчас скажу? Птичка-невеличка, чирикать умеет, делает шажок, получается – прыжок.

Дети: Воробей.

Логопед: Конечно, это воробей. Где сидит воробей?

Дети: На кормушке.

Логопед: Да, воробей сидит на кормушке. Про кого следующая загадка? Он живет на площадях, на деревьях и ветвях. Он воркует, не поет. Бодро семечки клюет.

Дети: Голубь.

Логопед: Правильно, это голубь. Голубь не поет, а что делает?

Дети: Воркует.

Логопед: Где сидит голубь?

Дети: На дереве.

Логопед: Голубь сидит на дереве, правильно. Ой, наверное, вы сразу отгадаете, что это за птица.

Дети: Ворона.

Логопед: Как она голос подает?

Дети: Кар-кар

Логопед: Да, она каркает. Куда прилетела ворона?

Дети: На дерево.

Логопед: Точно, ворона сидит на дереве. А это кто? Красногрудый, чернокрылый, любит ягоды рябины.

Дети: Снегирь.

Логопед: Почему его называют красногрудым?

Дети: Потому что у него красная грудка.

Логопед: А чернокрылым?

Дети: Потому что у него черные крылья.

Логопед: Молодцы! На чем сидит снегирь?

Дети: На ветке.

Логопед: Снегирь сидит на ветке.

Логопед: Девочки и мальчики обернитесь, в птичек превратитесь.

 

Нейрогимнастика «Птицы летели»

Птицы летели

На плечики сели

Местами поменялись

В небо поднялись

 

Птицы летели

И на пояс сели

Местами поменялись

В небо поднялись

 

Птицы летели

На колени сели

Местами поменялись

В небо поднялись

Имитация движений летящих птиц

Руки на лечи, сгибаем в локтях

Перекрещиваем руки

Поднимаем плавно руки вверх и становимся на носочки

Имитация движений летящих птиц

Руки на пояс

Перекрещиваем руки

Поднимаем плавно руки вверх и становимся на носочки

Имитация движений летящих птиц

Руки на колени

Перекрещиваем руки

Поднимаем плавно руки вверх и становимся на носочки

Логопед: Птички обернитесь, в детей превратитесь. Разлетелись птицы, наверное, полетели искать себе корм. А вот же они, выбирайте! Кто у тебя? А у тебя? Они прилетели к нам за помощью. Возможно жители города забыли, чем питаются зимующие птицы. Я знаю, чем помочь. В моем городе, возле каждой кормушки развешены вот такие подсказки. Они напоминают жителям, чем можно покормить зимующих птиц. Я предлагаю сделать такие подсказки. Вот они (достает из рюкзака). Они состоят из трех дорожек с окошками. Если заполнить эти окошки можно составить предложения. Выбирайте себе подсказку. Удобнее будет работать за столами. Ваши птички разлетелись по стульчикам, подумайте кто куда сядет. Садитесь поудобнее, спинки ровные, ножки ровные. Каждый из вас составит предложения о своей птичке, которую выбрал. И начнем мы с верхней дорожки. Где она?

Дети показывают.

Логопед: Предлагаю поместить в первое окошко вашу птичку. Первое окошко отмечено слева красной линией. Дальше нам помогут картинки-символы. Вспомните, что делали птицы?

Дети: Сидели.

Логопед: К слову сидит, я придумала такой символ. На что он похож? Как вы думаете подходит?

Дети: Да.

Логопед: Эта картинка-символ находится в синем контейнере. Поставьте рядом с птичкой. Ребята, у вас получилось настоящее короткое предложение. Прочитай свое предложение. Указательный пальчик вам поможет называть слова предложение от красной линии. Назови свое. Сосчитайте слова в предложении.

На второй дорожке мы подскажем где сидят птички. Покажите вторую дорожку. Второе предложение будет начинаться так же как и первое - «Птица сидит». И дополним его новыми словами.

А сейчас кто из вас был внимательным вспомнит где сидела ваша птица Ответы детей.

Логопед: Молодцы! Ворона сидела на дереве, сорока на ветке, голубь на дереве, воробей на кормушке, синица на кормушке.

Посмотрите на экран, короткое слово НА, мы обозначим так. Эта картинка –символ находится в желтом контейнере. Поставьте этот символ на второй дорожке. Да, правильно, рядом с символом сидит. Вспомните на чем сидела ваша птица и возьмите картинку в зеленом контейнере. У вас получилось второе предложение. Прочитай свое предложение. Сколько слов в предложении? Найдите все короткое слово НА и покажите его указательным пальчиком. Какое оно по счету в предложении?

Ответы детей.

Логопед: Осталась последняя дорожка, самая длинная. Справимся с ней? Дети: Да.

Логопед: В моей подсказке последняя дорожка напоминала жителям, что любят клевать птицы. Перед последней дорожкой нужно отдохнуть немножко.

Подходите ко мне, вспомним.

Пальчиковая гимнастика «Прилетайте, птички!»

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки,

Хлебушка немножко

Это крошки - голубям

 

Эти крошки - воробьям

Сороки и вороны ешьте макароны

«Зовущие» движения пальцами обеих рук

«Режущие движения» одной ладони по другой

Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб

Тереть подушечки пальцев друг о друга

Вытянуть вперед ладони, сжатые в кулаки и раскрыть правую ладонь

Раскрыть левую ладонь

Тереть ладонь об ладонь

Логопед: Разве, зимующие птицы едят макароны?

Дети: Нет. Они любят зерно, семечки, сало, рябину.

Логопед: Верно, они любят зерна пшеницы, семена подсолнечника, ягоды рябины, семена шишек, сало. Каким символом мы можем обозначить слово любит.

Ответы детей.

Логопед: Составьте «Птица любит» сами. Картинка-символ «любит» в красном контейнере.

Дети выполняют задание.

Логопед: А вот что любит ваша птица подберите сами. (Раздаю корм на подносах) Предлагаю брать картинки с разным кормом и заполнить все оставшиеся окошки. Как вы быстро справились с этим заданием. Прочитай свое предложение. Сколько слов в предложении. Вы здорово справились с заданием. У вас получились отличные подсказки. Выходите покажите их друг другу. Получились у вас подсказки? Когда слова в предложении дружат, они помогают нам что-то узнать или рассказать. Да у меня же и корм есть. (включаю последний слайд) Скорее берите корм. Теперь птицы вашего города будут сыты и будут радовать своим пением.Развесим поскорее подсказки и покормим птиц.

 

 

 

 

 

 

Надежда Николаевна Герасимова

МБДОУ ДС № 7 "СОЛНЫШКО"

г. Белая Калитва ул. Вокзальная 4