Бинарное занятие в старшей группе компенсирующей направленности

«Русская азбука», к дню славянской письменности

Цель: познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основателями - братьями Кириллом и Мефодием и первым книгопечатником Иваном Федоровым, создателем русской азбуки.

Задачи: развивать познавательный интерес к истории свой Родины; закреплять умения составлять короткие слова из пройденных букв; воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

 

Ход занятия:

Звучит веселая русскую народная мелодия. Дети с воспитателем встречают в группе учителя-логопеда.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.

Воспитатель: Как называется наша страна, где мы с вами живем? (Россия) Верно, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! В этот день – 24 мая, весь русский народ празднует день рождение первой печатной азбуки.

Учитель-логопед: Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь! В прошлое, чтобы узнать, как появилась русская азбука. Путешествовать мы с вами будем на волшебном паровозе, который будет нас высаживать на разных станциях. (звучит гудок паровоза и его отправление)

1 станция. «Историческая». (презентация)

Воспитатель: Милые детушки! Расскажем мы вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.

И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились, стали монахами. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

И вот азбука была готова. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!

Учитель-логопед: А сейчас послушайте другую историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, и Ваня видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Иван Фёдоров придумал печатный станок. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Хотите попробовать?

Игра «Вырежи букву» (6 участников вырезают буквы и составляют слово АЗБУКА)

Учитель-логопед: Отправляемся на следующую станцию.

2 станция «Игровая».

Воспитатель: А хотите поиграть?

Игра «Чудесный мешочек» - угадываем букву на ощупь (2 мешочка и 2 набора мягких букв)

Воспитатель: Отправляемся на следующую станцию.

3 станция «Музыкальная»

Учитель-логопед: Да, какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.
Музыкальная игра «Передай платок» (5 платков)

Встаем в хоровод и передаем платочек. У кого остался платочек придумывает слово на букву, которая в центре круга остальные повторяют. (5 букв)

Воспитатель: Возвращайтесь в вагончики, мы с вами отправляемся дальше.

4 станция «Загадочная».

Воспитатель: А сейчас проверим, как вы умеете разгадывать загадки.

33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)

 

Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)

 

Первую книжку, где буквы ты изучаешь,
Как ты ее называешь? (Букварь, азбука)

 

5 станция «Сказочная» (презентация)

Учитель-логопед: Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки. Вы много сказок знаете? А давайте проверим?
Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

 

Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

 

Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

 

В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

 

Исполнила три желания,
Но старику в наказание
За старухины три ошибки
Все обратно взяла (Золотая рыбка)...

 

Воспитатель: Мы путешествовали из прошлого в настоящее и узнали, как создавалась книга, над её созданием трудилось очень много людей, она наш верный друг, и многому нас учит, поэтому давайте будем беречь книгу.

Учитель-логопед: Буква к букве – будет слово, Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна, Музыкой звучит она.
Так восславим эти буквы! Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит - Наш славянский алфавит.

Игра: «Рассыпались буквы» (составить короткие слова из пройденных букв)

Воспитатель: Вот ребята, и закончилось наше путешествие в прошлое, возвращаемся обратно в детский сад.

Звучит музыка про азбуку или букварь.

 



Надежда Николаевна Герасимова

МБДОУ ДС № 7 "СОЛНЫШКО"

г. Белая Калитва ул. Вокзальная 4