Занятие «По сказкам А.С.Пушкина»
Цель: сформировать интерес у детей к сказкам А.С.Пушкина через игровую деятельность.
Задачи: закреплять знания о сказках А.С.Пушкина; развивать связную речь, правильное дыхание, память, логическое мышление; воспитывать любовь и интерес к произведениям русских писателей.
Ход занятия:
Логопед: Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете, что же такое сказки? (Сказка- это рассказ о чём-либо. Сказка – это вымышленное произведение) Кто сочинял и придумывал сказки? (Сказки придумывал русский народ. Они передавали их из поколения в поколения. А ещё, сказки сочиняли писатели и поэты).
Дети, а что происходит в сказках? (чудеса, волшебство, превращения).
Логопед: Ребята, послушайте и скажите, из какого произведения эти строки…
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина. (Слайд 1) Его няня Арина Родионовна была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Именно ее сказки очаровали будущего поэта, и благодаря этому за период своего творчества А. С. Пушкин сочинил своисказки…. (Слайд 2) В сказках А.С.Пушкина добрые воевали со злыми. Злые были сильными и ловкими, а добрым приходилось трудно. Но в конце концов – добро побеждало зло.
Когда А.С.Пушкин стал взрослым, он начал записывать народные песни,
сказки, а затем создал сам чудесные сказки, которые до сих пор
с удовольствием читают дети и взрослые. (Слайд 3)
И сейчас мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта. Вспомним его сказки. С ними вас знакомили ваши родители и в детском саду мы тоже слушали сказки и стихи Пушкина.
Волшебная музыка. С раздевалки заносят сундучок с замком, ключа нет.
Воспитатель:
Что это за странный звук,
Раздаётся тихий стук?
Тук да тук, тук да тук.
Посмотрите – ка, сундук!
Ребята, как вы думаете, что нам с ним делать (дети предлагают открыть сундук и посмотреть, что внутри). Интересно, что в нем? Дети, сундучок-то с замочком и просто так его не открыть, надо найти ключик.
Логопед: А вот и подсказка. Но сначала надо сыграть в игру «Кто лишний?». Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герой из другой сказки – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.
(картинка – машинка), как вы думаете где будем искать ключик. (В машинках)
Воспитатель: Вот и следующая подсказка и следующая игра «Доскажи словечко»
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего (моря)
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведома ….(зверюшку)
3. И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи (кругом)
4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)
5. Нужен мне работник: повар, конюх и (плотник)
6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)
7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)
8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)
Дети видят следующую подсказку (кухонный стол)
Логопед: Теперь пришло время немного отдохнуть. Подойдите все ко мне и сделайте круг.
Физминутка
Дружно встали — раз, два, три.
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Логопед: Вот и следующая подсказка (картинка комнатного растения) Дети находят подсказку. Выполнение дыхательной гимнастики.
Дети, не только старику повезло встретиться с золотой рыбкой, но и нам. Возьмите каждый в руки по золотой рыбке и давайте покачаем её по волнам. Но сначала, давайте вспомним, как нужно правильно дышать?
(плечи не поднимаем, щёки не надуваем, вдох через нос, выход через рот).
Будем делать чёткий, громкий вдох-плавный выдох. Приготовились: вдох-выдох (3-4 раза).
Следующая подсказка (картинка экран)
Воспитатель: Вам надо, подобрать к сказочному герою пару, игра «Найди пару».
старик- невод
белка- орешки
старуха-корыто
царевна- яблоко
Петушок - спица
Вот еще одна подсказка. (Казачий курень). Подходим к казачьему уголку и находим там ключ.
Логопед: Вот мы и нашли ключ, давайте откроем сундучок и узнаем, что в нем. Это сборник сказок А.С.Пушкина.
Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И еще хочу пожелать читать больше книг. И беречь наш прекрасный русский язык. Обращайтесь с ним почтительно, в руках умелых он в состоянии творить настоящие чудеса!
Надежда Николаевна Герасимова
МБДОУ ДС № 7 "СОЛНЫШКО"
г. Белая Калитва ул. Вокзальная 4