Тема: «Сказки и легенды Тихого Дона»

 

Цель: расширять представления у детей старшего дошкольного возраста о сказках и легендах донского края.

 

Задачи:

- познакомить с казачьей сказкой «Доброе сердце дороже красоты»;

- закреплять знания детей об укладе жизни донских казаков;

- обогащать словарный запас новыми казачьими словами;

- учить анализировать поступки и действия героев казачьих сказок и легенд;

- раскрыть своеобразие эстетических представлений о добре, красоте, трудолюбии и дружбе в казачьей среде;

- воспитывать дружелюбие, отзывчивость и заботливое отношение друг к другу.

 

Ход занятия:

Дети проходят в музыкальный зал, оформленный в стиле казачьей горницы. Их встречает Петрусь.

 

Петрусь: Здорово ночевали, гости дорогие -

Жданные, званые и желанные. (Слава Богу)

Я рад гостям, как добрым вестям!

Садитесь пожалуйста.

У меня для каждого найдется и словечко, и местечко.

Бублики покушайте, да сказку послушайте.

Дети рассаживаются на лавки.

Петрусь: Сегодня вы увидите одну из сказок донских казаков. Но прежде хочу у вас узнать, читали вы казачьи сказки или легенды? (да) Какие? (называют сказки)

Как хорошо. Тогда и поиграть можно.

Игра «Угадай сказку» (на слайдах появляются герои казачьих сказок, дети отгадывают ее название (Слайд 1 – «Казак и лиса», Слайд 2 – «Петрусь-мальчонка русский», 3 Слайд – «Кот и лиса», Слайд 4 – «Игнатка»).

Петрусь: Любо, казачата, правильно ответили. Казаки всегда ценили находчивость, ловкость, силу, здоровье, а в сказках и легендах рассказывали случаи, которые могли быть на самом деле. В них встречаются герои храбрые и смелые, благородные и добрые, умные и мудрые, готовые защитить слабого. Чтобы потомки, мы с вами, знали и помнили, что было раньше, казаки записывали сказки и легенды. Читая их, мы можем ярко представить жизнь казаков в разные времена. Конечно, в сказках и легендах много выдуманного, сказочного. Но в них есть и описание настоящей жизни людей, их подвигов, традиций, обычной жизни. Сегодня я приготовил для вас новую сказку, которая называется «Доброе сердце дороже красоты».

Петрусь: Сказка по свету гуляла,

В моем двору побывала.

Просмотр постановки сказки «Доброе сердце дороже красоты».

Петрусь: Послушайте что же случилось дальше.

Петрусь проходит к печке и садится на лавку и читает детям продолжение сказки «Доброе сердце дороже красоты».

Петрусь: Вот и сказки конец. Как вы думаете, чему нас учит сказка? Что в ней вы запомнили? (Дети рассказывают) Могло ли так быть на самом деле? (Ответы детей) Как вы считаете, почему ее хранят много лет и пересказывают детям, внукам? (Ответы детей).

Эта сказка учит быть добрым, честным, отзывчивым человеком.

Вам понравилась как показали эту сказку актеры. Я предлагаю вам попробовать себя в роли актеров, разучить эту сказку и показать ребятам детского сада.

До свидания, гости дорогие!

Приходите в гости сказки слушать,

Буду вам их говорить, уму разуму учить.

 

Дети возвращаются в группу.

 

 

Надежда Николаевна Герасимова

МБДОУ ДС № 7 "СОЛНЫШКО"

г. Белая Калитва ул. Вокзальная 4