Бинарное занятие «Как казачат грамоте учили»

Цель: познакомить детей с историей грамотности донских казаков.

Задачи: приобщать детей к истории и культуре родного языка, развивать любознательность, фонематический слух, обогащать словарный запас детей казачьими словами.

 

Ход занятия:

Логопед:

Пусть сменяются года,

Грамотность важна всегда,
Нужно правильно писать,

Букв местами не менять.

И не путать ударенья, даже при большом волнении,

Изъясняться безупречно

И своей гордиться речью!

8 сентября – во всем мире отмечают международный день грамотности уже много лет. Ребята, а какого человека можно назвать грамотным? (Ответы: умеет писать, читать, знает языки других стран, много знает об окружающем мире и т.д) Что нужно делать, чтобы стать грамотным? (Ответы: учиться, читать, интересоваться).

 

Воспитатель: Приглашаем всех узнать, как учили грамоте казачат. Это азбука для маленьких казаков и казачек, которая знакомит не только с буквами алфавита, но и с жизнью казаков. (показ пособия «Азбука для маленьких казаков и казачек»).

 

Логопед: Посмотрите это словарь казачьих слов, которые казаки использовали в речи (показ электронного пособия «Усть-Белокалитвинский разговорник для дошкольников»). Игра «На какой звук начинается слово» (Дети называют слова на пройденные звуки).

 

Воспитатель: А сейчас приглашаю вас к столу посмотреть на казачьи предметы (Дети рассматривают предметы). Учитель-логопед рассказывает о предметах, которые были у казаков для обучения – перо, чернила, старинные книги.

 

Логопед: Каждый грамотный человек может разгадывать любые загадки. Я буду загадывать, а вы хорошо подумайте и скажите ответ!

Новая посуда, а вся в дырках. (сито)

Летела пташка, промеж рта и чашки. (ложка)

По двору ходит, порядок наводит. (веник)

Сверху дыра, снизу дыра, а по середине-огонь да вода. (самовар).

Молодцы, все загадки отгадали, вижу, что вы грамотные казачата.

 

Воспитатель: Казачата становитесь в хоровод, поиграем.

(звенит в колокольчик и зазывает детей в игру)

«Колокольчик, колокольчик просит нас быстрей собраться,

И вот мы не будем спать, Будем весело играть!»

Игра «Передай платок» (игра повторяется 3 раза)

(Дети встают в хоровод и передают платочек пока звенит колокольчик. У кого остался платочек придумывает слово на букву, которая в центре круга).

 

Логопед: Сегодня вы познакомились с азбукой донских казачат и узнали, как раньше учились грамоте. Вы доказали, что грамотные казачата и заслужили сюрприз, который ждет вас в группе!

 

Надежда Николаевна Герасимова

МБДОУ ДС № 7 "СОЛНЫШКО"

Ростовская обл., г. Белая Калитва, ул. Вокзальная 4