СТАТЬЯ

«Современные информационно-коммуникативные технологии в ДОУ»

 

Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским ) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата. Например, для деятельности педагогов в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Детей дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами при организации занятия: картинками, игрушка­ми, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, которые уже знакомы с компьютером, требуют при ор­ганизации занятия особого внима­ния и использования наглядного материала. Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление, то педагоги в своей работе используют разнообразный иллюстративный материал. Данный материал позволяет педагогам быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми.

Применение информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, а т.ж. индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить результативность любой деятельности.

Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания процесса обучения, а дополнительный набор возможностей для всестороннего развития ребенка.

Использование ИКТ направленно на повышение обще-речевой мотивации языкового и речевого развития, развития психологической и эмоционально - волевой сферы детей дошкольного возраста, а также коммуникативно - познавательных потребностей воспитанников, с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру.

Существуют преимущества на коррекционных занятиях по речевому развитию с использованием ИКТ, в отличие от обычной непосредственной образовательной деятельности.

Такими преимуществами являются:

- вовлечение воспитанников в учебный процесс, которое способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизирует умственную деятельность, а также раскрывает их творческий потенциал;

- наглядное представление результатов своих действий, выявление достижений в процессе работы, фиксирование моментов, на которых были допущены ошибки, для их дальнейшего исправления;

- наличие современных информационно-технических средств и навыков работы позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные обучающие и развивающие задачи.

Использование педагогом в коррекционной работе информационно-коммуникативных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез);

- развивать речевое недоразвитие;

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интересными.

ИКТ принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. К каждой новой задаче развивающего обучения подбирается свой метод её реализации, который позволял бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями.

ИКТ, выступают в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. Помогает полноценно использовать методы поисковой и творческой деятельности педагогов и воспитанников. И здесь педагог уже становится соучастником, помощником для полноценного развития ребенка.

Сейчас становится все более актуальным в работе с дошкольниками использование интерактивной доски.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий, как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает как обычный экран. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу. Она позволяет на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и презентации, видеоролики, компьютерные игры.

Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с детьми. При работе с интерактивной доской у детей развиваются:

- различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная);

- активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение);

-совершенствуются графические и моторные навыки, зрительно-пространственные отношения.

Так же для работы с детьми используются интерактивные столы, которые подходят при работе с подгруппой детей. Интерактивный стол объединяет в себе традиционные методы обучения с современными технологиями, отвечающим всем требованиям и стандартам. В его состав входит мультимедийное программное обеспечение, интерактивный рабочий стол с двумя пультами управления, а также дидактические материалы для детей дошкольного возраста. Дидактические материалы и аксессуары представлены цветными геометрическими фигурами и блоками, яркими пластиковыми ковриками, пазлами, счетными рамками и занимательными карточками с различными рисунками для развития памяти, внимания, речи.

Благодаря наличию такого информационно-коммуникационного устройства можно легко и быстро привлечь, удержать детское внимание, а так же вызвать у каждого ребенка интерес к получению знаний и активному участию в учебном процессе.

Нельзя забывать и о том, что работа с детьми, должна быть направлена не только на развитие познавательных и речевых качеств, но, прежде всего, на здоровье и потенциальные возможности личности и индивидуальности каждого ребенка.

Поэтому, при работе с компьютерной техникой в детском саду следуют соблюдать СанПиН 2.4.1340-03, 2.4.1.2660-10, 2.4.1.3049-13.[33] Это требуется для того, чтобы было минимальным вредное влияние компьютера на здоровье детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия педагога с другими участниками образовательного процесса (логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, родители), что позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса.

Надежда Николаевна Герасимова

МБДОУ ДС № 7 "СОЛНЫШКО"

г. Белая Калитва ул. Вокзальная 4